Архив:

Желтое на сером

Зачем в столице перед каждой "зеброй" начали взрывать асфальт, меняя его на желтые рифленые плитки? Этой осенью многие москвичи могли увидеть, как рабочие безжалостно срезают асфальт на тротуарах перед наземными пешеходными переходами и кладут ярко-желтые рифленые плитки. Зачем?

Азбука под ногами

Как пояснили "РГ" в столичной мэрии, инвалидов в Москве - 1,2 миллиона. То есть каждый десятый. И свою задачу городские власти видят в том, чтобы облегчить им передвижение по улицам. После Года равных возможностей, каким был объявлен в Москве 2009-й, работа по созданию безбарьерной городской среды не остановилась. Более того, уже заявлено, что через 2-3 года (а не к 2020-му, как планировалось) Москва будет приспособлена к нуждам инвалидов на уровне европейских стран. Это касается не только учреждений, жилых домов, магазинов, кафе, музеев, поликлиник, транспорта. Не менее важно, считают в мэрии, обустроить улицы и дворы.

К примеру, человеку на коляске сейчас трудно перебраться на другую сторону проспектов, потому что не хватает обустроенных пешеходных переходов. Для него обычный бордюрный камень способен стать непреодолимым препятствием. Вот их и убирают с улиц. А желтый цвет - для слабовидящих. Например, в подземных переходах красят крайние ступени - первую и последнюю, чтобы предупредить об опасности: тут можно споткнуться и упасть.

Как рассказала начальник отдела адаптации городской инфраструктуры департамента соцзащиты населения Галина Леонова, в Москве свыше 10 тысяч инвалидов по зрению. Для них на тротуарах укладывают тактильные шероховатые плитки-указатели. Их можно распознать на ощупь - ногами или тростью. В рифленом рисунке на поверхности содержится необходимая информация. Например, выпуклые кружочки-пупырышки предупреждают о подземном переходе, квадратики - о препятствии или светофоре. Продольные рифы или диагонали указывают направление, по которому следует идти. Благодаря этой простой азбуке на асфальте слепой человек может и без посторонней помощи передвигаться по улицам. Но, конечно, на его пути не должно быть никаких выступов. Поэтому повсеместно проводятся работы по понижению бордюрного камня.

В прошлом году в городе обустроено почти 25 тысяч сходов-съездов (включая дворовые территории), в этом добавится еще около 36 тысяч - причем с применением предупреждающих тактильных плит.

Куда ведут полоски?

Галина Леонова показала разработанный в Москомархитектуры альбом с типовыми решениями для улично-дорожной сети, которым должны руководствоваться подрядные организации. В нем указано, как класть плитки-указатели, на каком расстоянии от перехода. И все равно дорожники умудряются косячить. Например, в Протопоповском переулке плитку уложили "в тупую": если следовать полосам-ориентирам, то окажешься прямо в потоке машин. И в Бутово есть нелепый участок дороги: по одну сторону - и съезд хороший, и плитки уложены по правилам, но едва перешел на другую сторону - утыкаешься в высокий бордюр. Видно, за ту обочину другая организация в ответе. В общем, к качеству есть претензии. В ином месте понизят бордюр до 4 сантиметров, как положено по ГОСТу, а инвалидам на коляске все равно трудно его перепрыгнуть. По их мнению, удобно, когда тротуар заподлицо с дорогой.

В прошлом году на адаптацию городской среды из столичного бюджета было выделено 2,2 млрд рублей, в этом - 2,35 млрд. Один сход-съезд с тактильными плитками, по самым грубым расчетам, в среднем стоит до 35 тысяч рублей (конечно, цена зависит от объема работ, ширины перехода). Во дворах, где работа сводится в основном к понижению бордюрного камня, дешевле - в среднем 6 тысяч рублей.

И еще об одной проблеме рассказали в департаменте соцзащиты населения. Город устанавливает в подъездах жилых домов подъемные платформы для перемещения инвалидов, пандусы, а некоторые собственники возражают: им это мешает. И на общем собрании принимают решение: демонтировать. Но в подъезде живет инвалид! Чтобы этого не происходило, нужно внести изменения в Жилищный кодекс РФ, согласно которым возложить на ТСЖ, ЖСК, управляющие компании ответственность за неисполнение законодательства по созданию безбарьерной среды.

"Горячая линия" департамента соцзащиты населения г. Москвы: тел. (495) 623-10-59.

Внимание! Изменился график приема граждан руководителем департамента: 1-й понедельник каждого месяца с 16.00 до 19.30.

Справка

По данным столичного департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства,, в Москве из более 76 тысяч сходов-съездов с тротуара на проезжую часть пока с применением тактильных плит приспособлено для инвалидов 8,3тысячи. К концу 2010 года планируется обустроить еще 36 тысяч.

Из 398 подземных пешеходных переходов для инвалидов адаптировано 67 %, из 148 надземных - 20%.

Компетентно

Людмила Швецова, первый заместитель мэра Москвы:

- В наследство от советских времен нам достался абсолютно не приспособленный для инвалидов город. О них тогда просто никто не думал. Работу пришлось начинать с нуля. В 2001 году Москва приняла закон о приспособлении городской среды. Мы тогда ездили за опытом в Берлин. Немцы нас уверяли: быстрее, чем за 15 лет, решить такую проблему в большом мегаполисе невозможно. Но перемены к лучшему уже есть. Только за 2009 год приспособлено более 8 тысяч зданий. Кроме того, в подъездах установлено около 500 подъемных платформ для перемещения инвалидов, адаптировано 1600 квартир, обустроено 8400 входных групп подъездов и почти 25 тысяч сходов-съездов на улицах и во дворах. Что касается новостроек, то по действующему в Москве законодательству ни один объект не может быть введен в эксплуатацию, если недоступен для инвалидов.

Ольга Парфенова

Источник: rg.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ