Архив:

Вопреки расстояниям

В Новосибирской области запущен новый образовательный проект — дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. За три года его участниками могут стать 290 школьников.

Что представляет собой проект, кем и как он будет реализован? Какова его финансовая составляющая? Ответы на эти вопросы обозреватель «Ведомостей» и другие новосибирские журналисты получили во время пресс-тура в Региональный ресурсный центр дистанционного обучения (РРЦДО), открытый на базе «Областного центра образования» в посёлке Тулинский Новосибирского района.

Почему именно там?

— Проект дистанционного обучения детей-инвалидов федеральный, — пояснил начальник управления общего образования министерства образования, науки и инновационной политики НСО Владимир Щукин, — и одним из условий было создать региональный центр дистанционного обучения в государственном образовательном учреждении субъекта. То есть не в муниципальной школе, а именно в учреждении, подведомственном нашему министерству. Одно из них — «Областной центр образования» в посёлке Тулинский. Это и средняя общеобразовательная школа, и детская школа искусств, и центр дополнительного образования, и информационно-методический центр. Так что по кадровому и организационному потенциалу подходит для проекта идеально.

Здание, в котором расположился РРЦДО — просторное, светлое, хорошо отремонтированное и великолепно оснащённое. После небольшой экскурсии мы стали свидетелями того, что представляет собой дистанционное обучение на деле. Начальник учебно-методического отдела РРЦДО, учитель математики Татьяна Захарова провела урок математики с девятиклассницей Кристиной из Бердска, которая все школьные годы учится на дому. Кристина, сидя в своей квартире перед монитором с вебкамерой, общается с Татьяной Николаевной, получает задания, отвечает на вопросы. Всё как на обычном уроке, за исключением того, что преподаватель и ученица находятся за десятки километров друг от друга. Конечно, девочка волнуется — она знает, что за уроком наблюдают журналисты. Но отвечает правильно, да и сама форма урока ей уже привычна. С техникой она явно «на ты». Татьяна Николаевна прощается с Кристиной до следующего урока, и мы продолжаем расспрашивать организаторов пресс-тура о дистанционном обучении.

— Проект, безусловно, очень затратный и тяжёлый в организации, — говорит Владимир Щукин. — Начиная в области этот проект, мы рассчитываем на его продолжение. Гарантом продолжения стала разработанная нашим министерством целевая программа «Развитие образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на 2011—2013 годы». В бюджете уже появилась на эти цели отдельная строчка. Министерство назначено уполномоченным органом по организации обучения детей-инвалидов, а само это направление является частью нацпроекта «Образование». Тот документ об образовании, который ребёнок, обучающийся дистанционно, получит после аттестации, равнозначен документам, которые получат другие учащиеся. Это документ государственного образца. Ведь в этом и есть цель проекта — обеспечить детям-инвалидам, которые способны обучаться и осваивать школьные программы, но по состоянию здоровья не могут посещать школу, доступ к качественному образованию. Чтобы они не чувствовали, что они меньше знают и умеют. Чтобы их уровень образования позволил им продолжить его потом в учреждениях профессионального образования. В Москве, например, уже около пяти лет реализуется подобный проект, и там дети, которые осваивали программу дистанционно, сейчас уже учатся в вузах и колледжах. Причём за ними сохраняется то оборудование, которое поставляется по проекту. То есть они и дальше могут учиться дистанционно.

Сколько детей с ограниченными возможностями здоровья в нашей области уже приступили к обучению в дистанционной форме и сколько ещё к ним может присоединиться?

— В 2009 году мы создали условия для 65 детей, — ответил Владимир Щукин, — в 2010 году к ним добавятся ещё 100 ребят. Всего за три года мы должны создать условия для дистанционного обучения 290 детей-инвалидов нашей области. Для того чтобы обучаться в дистанционной форме, обязательно должно быть заключение медико-психолого-педагогической комиссии о том, что программой реабилитации ребёнка ему рекомендовано обучение в такой форме. Например, в проект не включены дети с умственной отсталостью, поскольку им необходимо обучение в специальных коррекционных образовательных учреждениях, где с ними работают узкие специалисты и учителя-дефектологи. Родители должны знать: свободные места на дистанционное обучение есть, мы ждём детей с 1-го по 11-й класс. Возможности есть и на 2010 год, и на 2011-й ещё более ста мест. И лучше заняться этим заранее. Подобрать ребёнку с учётом особенностей его здоровья индивидуальное оборудование — непросто и не быстро. Кому-то понадобятся специальные клавиатуры со шрифтом Брайля, кому-то звукоусиливающее оборудование... Поэтому обращайтесь заранее. Тем более специальную подготовку должен пройти не только ребёнок, но и его родители, они ведь должны представлять, что как работает.

Поскольку проект федеральный, то и финансируется он из федерального бюджета. Правда, с участием областной казны. В 2009-м область получила из федерального бюджета целевую субсидию 19 млн руб., доля области составила 6,5 млн. В 2010 году — 31 млн из федерального и 1,6 млн из областного. Хотя, признаётся Владимир Щукин, затраты областного бюджета, связанные с деятельностью самого Центра дистанционного обучения и с организацией технической поддержки того оборудования, которое будет поставлено домой детям, будут значительно выше этой суммы.

Как рассказал директор Областного центра образования Игорь Котов, большинство его учителей прошли подготовку по работе с информационными системами, и чисто технически учить детей дистанционно мог бы любой из них. Однако педагогов подбирали мотивированных на работу с особыми ребятишками. Многие из них уже работали с детьми на дому, по индивидуальным планам, вели факультативы. Они люди неслучайные.

— Не все могут работать с такими детьми, — объясняет Игорь Владимирович. — У наших учеников очень разные степени ограничения здоровья, мы ведь сталкиваемся и с детьми, у которых полная парализация тела, работает только подбородок. Ребёнку подбирается не только индивидуальное оборудование, но и персональный учитель. Предложенная нами модель образования — «один ученик — один учитель — комплект». Плюс обязательное медико-психолого-педагогическое сопровождение. Понятно, что настолько серьёзный проект не может осуществляться одним образовательным учреждением, потому в проекте их несколько. Среди них Областной центр диагностики и консультирования. С ним и его кустовыми учреждениями, расположенными практически во всех районах области, мы и работаем. Один учитель — это классный руководитель ребёнка, его куратор. Он — совместно с образовательным учреждением по месту жительства ребёнка — составляет для ученика индивидуальный учебный план, индивидуальное расписание. Вот, например, один наш ученик из Искитима поехал сейчас в санаторий и взял оборудование с собой. Мы сможем проводить обучение, где бы он ни находился. Все эти нюансы должен учитывать классный руководитель. По возрасту ребятишки объединяются и в виртуальные классы. Мы проводим виртуальные собрания. Ребёнку, кстати, могут поставляться не только компьютер, но и специальные принтеры, клавиатура, сканеры, фотоаппараты и даже музыкальные инструменты. Потому что ученик может выбрать не только основные образовательные программы, но и дополнительные. Какие именно, зависит от рекомендаций медико-психолого-педагогической комиссии и индивидуальных возможностей и интересов ребёнка. Это и роботостроение, и обучение музыкальной грамоте, и занимательная химия и физика, и графические программы, вебдизайн, ландшафтный дизайн и другие.

Очень важно, что образовательная модель, запускаемая в области, предусматривает сочетание очного и дистанционного обучения. То есть какие-то предметы ребёнок будет изучать в своей школе по месту жительства: учителя приходят к нему домой, на какие-то уроки и внеклассные мероприятия он приходит в школу, имея там свой класс, своих педагогов и друзей.

— Очно-заочная форма поможет ребёнку чувствовать себя включённым в общество, — добавляет руководитель РРЦДО Анатолий Головач. — Дополнительно к общению в своей школе ребёнок и в рамках дистанционного образования находится в интернет-сообществе, имеет свой интернет-класс, общается с друзьями, обменивается с ними файлами.

Внимание, родители!

Чтобы стать участниками проекта, родителям детей с ограниченными возможностями здоровья надо обратиться с заявлением в Региональный центр дистанционного обучения (тел. 2-931-794).

Из истории вопроса

Весной 2009 на заседании Совета при Президенте по делам инвалидов Дмитрий Медведев сформулировал главную задачу федерального проекта «Дистанционное обучение детей-инвалидов» — «создать нормальную систему образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, чтобы они могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества».

Сегодня во всех регионах страны созданы или создаются центра дистанционного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися на дому. Педагоги проходят специальную подготовку, оснащаются рабочие места детей.

В Новосибирской области к работе над проектом приступили в декабре прошлого года после выхода Постановления губернатора № 509 «Об уполномоченном органе дистанционного обучения детей-инвалидов в НСО» и подписания им Соглашения между федеральным агентством по образованию и администрацией области о предоставлении целевой федеральной субсидии.

Елена Квасникова

Источник: vedomosti.sfo.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ