Архив:

Отправь Ондара на "Дакар"

Олег Ондар стал инвалидом в 19 лет - несчастный случай. Врачи ампутировали обе руки - научился обходиться с протезами. С ними и живет. Женился, воспитал сына, развелся, жил один, потом ушел к семье сестры. Сейчас сын учится в Томске уже на третьем курсе, тяги отца к машинам не унаследовал - все больше по компьютерам. Сам Олег круглый год бомбит в Тыве на джипе, на джипе же ездит по пескам - тренируется перед "Дакаром".

С ним мы познакомились во время первой версии "Шелкового пути" где-то в казахстанском безвременье. Тогда из не вполне вежливого любопытства я напросился с ним в дорогу. Место в двухместном Mitsubishi нашлось только на запасном колесе в багажнике, где меня и потрясло изрядно от Бейнеу до Жанаозена километров, кажется, четыреста.

"А я тогда все время забывал, ага, что ты в багажнике, - признался Олег во время этой встречи. - Смотрел на дорогу, ага, на ямы. Прыгну - а потом вспомню, что ты там сзади сидишь, ага". Он после каждой фразы добавляет: "Ага".

На этот раз нам больше повезло с дорогой: "ассистанс" от Липецка до Волгограда не автобан, конечно, но асфальт везде есть. В масштабах первой российской проблемы уже неплохо. К тому же племянник Олега Андрей, в прошлом году выступавший штурманом, сейчас занят на сезонных работах в Тыве, и место рядом с водителем вакантно. Так корреспондент Interfax.ru влез в шкуру штурмана на время одного этапа.

Как оказалось, 630 км дороги вполне достаточно, чтобы обменяться немногочисленными новостями за год:

- Как жизнь вообще? Чего нового?

- Да ничего, вроде. Работал немного. Частным извозом занимался. А так ничего нового.

- На соревнования еще ездил?

- Нет, все дома сидел. Ничего, вроде, такого. Хотя нет, вот в Аргентину ездил, на "Дакар". Не на машине, один.

Ну вот. Не случилось у человека за год ничего нового, ага.

Слово за словом выясняется, что в Аргентину на Новый Год Олег нагрянул так же неожиданно, как на этот "Шелковый путь". Купил билет от Москвы до Буэнос-Айреса, виза уже не нужна - и полетел.

Вероятно, что-то случилось с моим лицом в тот момент, когда Олег назвал сумму, которую выложил за билет на самолет. Что-то такое отразилось на нем, что собеседник тут же спросил: "Думаешь, это много?"

Ну как сказать. Два раза по много и еще немножко. И это не считая билетов от Тувы до Москвы. "Так дорого вышло, наверно, потому что за неделю до вылета билет покупал". Ох, не только за манеру вождения местные байкеры прозвали его "Лихой".

Ну да ладно. Хоть и говорят, что в международных ралли на последние деньги не катаются, все уже знают, откуда у Олега Mitsubishi Pajero Evolution для соревнований. Три года назад он продал двухкомнатную квартиру в Кызыле и купил ее, десятилетнюю уже к тому моменту японку-праворучку. Потом в Москве, заплатив еще 118 тысяч рублей, поставил внутреннюю раму и ремни безопасности, как требуют спортивные стандарты. На ней он хотел участвовать в "Дакаре", но денег хватило только на дорогу.

И вот Олег доехал до Буэнос-Айреса. В аэропорту сел в такси - объясниться помогла попутчица - и поехал к месту старта. Оттуда на автобусах вслед за караваном четыре этапа. Говорят, Чагин очень удивился, когда из кабины Ондара увидел на обочине. Очень сильно удивился, говорят. На пятом нужно было пересекать чилийскую границу. Ну, визы нет, и на автобусах Олег вернулся в столицу. А там началась история: обратный билет куплен на 19-е января, под финиш гонки, на дворе только шестое. Жить негде.

"Поехал в российское посольство, ага. Там направили в церковь, русскую православную. Там отец Игорь, очень хороший человек. В церкви полдня походил туда-сюда. Из церкви увезли к Беликовым - русским эмигрантам, ага, - Олег как-будто рассказывает, как про него снимали печальную комедию, в духе фильма "Паспорт" Георгия Данелии.

"Беликовы хорошие люди, добрые. Все, кто в Аргентину прилетают, к ним идут. Они всем помогают", - Олег под впечатлением от гостеприимства незнакомых людей. Беликовы попросили знакомого экскурсовода устроить ему бесплатные экскурсии по городу: "Красивый город, ага. Все красивое".

Только не для того же он летел через Атлантику, чтобы смотреть на Буэнос-Айрес. Если у человека с третьего класса мечта погоняться в серьезной гонке по пескам, а тут сиди и смотри на машины из окна туристического автобуса, и даже фотографий домой не привезешь, потому что с протезами ни черта не нафотографируешь, то это, извините, ерунда на палке, а не сбывшаяся мечта о "Дакаре". Это все равно, что долго-долго хотеть щенка в подарок, а потом найти под подушкой поводок и ошейник. Красивые такие, новые, но без щенка.

В общем, Олег снова собирается в Аргентину. Мечта с третьего класса - это мечта с третьего класса. И пока Ондар едет из Питера в Сочи на "Шелковом пути", дома для него собирают деньги на вступительный взнос для большой гонки. А это даже среди российских бизнес-пилотов существенная сумма - 27 тысяч евро, не хрен моржовый.

Письмо с просьбой о поддержке разослали 15 возможным спонсорам, искомую сумму нужно собрать и предоставить оргкомитету вместе с заявкой до 1 ноября. Спонсоры же не спешат откликаться хором. "Меньше половины, но уже собрали, - осторожно хвастается Ондар. Для него этот стакан почти наполовину полон. - Если спонсоры не откликнутся, то недостающие деньги выделит правительство Тывы". По словам Ондара, в агентсве по физической культуре и спорту республики обещали, что добавят столько, сколько будет нужно: "Сказали, что дадут, ага".

Да конечно дадут, чего ж там сомневаться. Нет никаких оснований не верить этим обещаниям. Наверняка же люди из правительства, как они всегда делают, сдержат слово и выдадут из бюджета недостающую сумму, если будет такая необходимость. Как оптимистично пошутил по этому поводу один мой знакомый: "Народ, подаривший стране Сергея Кyжугетовича Шойгу, не оставит человека в неловкой ситуации".

Сергей Костыркин

Источник: interfax.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ