Архив:

Как сквозь асфальт травинки

Совсем недавно у таких мальчиков и девочек не было будущего, не было надежды. Но времена меняются. …Больничные палаты, череда диагнозов и отчаяние родителей: в семье родился ребенок-инвалид. Оставить такую семью один на один с бедой, без помощи, без поддержки? Невозможно, не по-христиански, не по-людски…

Департамент социальной защиты города Москвы, на чьих плечах лежит бремя государственной заботы, в том числе и о таких детях, не в первый раз приглашает журналистов, общественность в ранее закрытые от глаз посторонних заведения – специализированные интернаты, детские дома. Здесь живут те, кто не может обходиться без посторонней помощи, а родственники не в силах взять на себя заботу о них…

Сережа, Антон, Карина и другие

Недуг искорежил головку малыша, изуродовал маленькое тельце, ребенок лежит на кровати и только раскачивается из стороны в сторону. Но вдруг замер, взглянул на вошедших – а глаза, как из другой жизни: красивые, спокойные, задумчивые.

Сережа – пациент отделения «Милосердие» Детского дома-интерната № 28 для детей-инвалидов Департамента социальной защиты населения города Москвы.

Здесь воспитываются около 500 девочек и мальчиков, которым от 4 до 18 лет. Большинство детей – сироты, но есть и те, кто приезжает сюда из семей на пятидневку или каждый день – в отделение дневного пребывания. Диагнозы – умеренная и тяжелая степень умственной отсталости. И помимо этого, есть еще масса сопутствующих тяжелейших заболеваний нервной системы, например, умственная отсталость в сочетании с детским церебральным параличом, умственная отсталость и плюс шизофрения... А к ним еще присоединяются заболевания внутренних органов, затяжные простуды и т. д.

Именно поэтому одним из основных направлений работы в этом детском доме стала реабилитация. Здесь ищут новые пути, внедряют последние разработки. Так, чтобы избавить ребятишек от болезненных уколов, лекарство здесь вводят через кожу с помощью лазерофореза. Закупается новое стоматологическое оборудование, чтобы лечить зубы безболезненно и быстро, в ближайшее время откроется грязелечебница в рамках проекта «Курортология вне курорта». С детьми помимо врачей работает множество специалистов: педагоги, дефектологи, логопеды, психологи, социальные работники, социальные педагоги и т. д. Большинство воспитанников этого детского дома учится по особой программе начиная с подготовительного класса и продолжая до 9-го. Есть еще и послешкольное обучение, где ребят начинают готовить к трудовой деятельности, около 20 процентов из них трудоустраивается, а 4 выпускника работают здесь курьером, рабочим по кухне, подсобным рабочим, санитаром. А еще в детском доме учат таким необходимым бытовым вещам, как глажка, готовка, уборка и т. д. Много секций, кружков, творческих студий. И пять отделений, самые сложные лежат в отделении «Милосердие».

Хотя не только лежат, некоторые уже довольно сносно ковыляют на слабеньких, неокрепших ножках. Конечно, это заслуга врачей, специалистов, работающих здесь, и они с большой гордостью рассказывают об успехах своих маленьких пациентов: за время работы отделения 35 детей научились ходить, а некоторые даже есть с ложки и перешли в подготовительное отделение.

…У двери в отделение нас встречает Антошка, цепко держась за прутья ближайшей кровати. Он пристально смотрит на входящих широко открытыми глазами и раскачивается навстречу, вот-вот шагнет. Антона привезли сюда в возрасте четырех с половиной лет, весил он тогда пять килограммов. За три года упорной работы реабилитологи добились того, что Антон научился ходить, пусть пока за ручку, неуверенно, но все же шагает! Идем вместе с заведующей отделением Ириной Семцовой от кровати к кровати, от ребенка к ребенку. Володя, восемь лет, два года назад перенес операцию по коррекции порока сердца, сейчас мальчик сам встает на ноги, пробует есть с ложки, интересуется игрушками и даже потихонечку начал говорить. Женя поступил из дома малютки в четыре года практически неподвижный, с большим дефицитом массы тела, а сейчас уже сидит, его катают на игрушечной лошадке. Даниле 9 лет, но он без труда вмещается в детскую кроватку с бортами, увеличенная, деформированная голова не дает ему нормально двигаться – у него врожденная гироцефалия, прошла операция по шунтированию. И несмотря на все эти недуги, Данила пытается ходить, сам ездит на инвалидной коляске.

Его соседка справа Карина, по словам медиков, с тяжелыми двигательными нарушениями, то есть не то что встать, поворачиваться на кровати девочка не в силах. Но и у нее есть свои победы – сейчас она начала реагировать на речь, интересоваться игрушками, проявлять эмоции. Комната за комнатой, ряды решетчатых кроваток с больными детьми и множество сотрудников.

У каждого ребенка трагическая история короткой жизни, букет страшнейших заболеваний, но есть уже свои, пусть крошечные, но успехи, достижения, движение вперед. Вот она жизнь: для кого-то двойка по математике у сына или дочки – трагедия, а для многих этих детей поесть с ложки – главная победа.

Такие важные победы

На других этажах детского дома, в других отделениях дети сами рассказывают о своих победах и достижениях, старшие организовали концерт и показательный урок с видеомостом.

Этот детский дом связывает дружба с англо-американской школой, где учатся дети дипломатов и иностранцев, работающих в Москве. Конек этого детского дома – углубленное изучение английского языка. Еще не так давно таких детей даже не пытались учить, слишком тяжелый это труд: усилий со стороны педагога множество, ученик старается во всю, а результаты по обычным меркам мизерны. С обычными мерками к этим детям никто здесь не подходит, но учат их обязательно. И не только английскому, письму, математике. В 2009 году на деньги, выделенные Департаментом социальной защиты города Москвы, закупили восемь компьютеров и открыли компьютерный класс. Теперь мальчишки и девчонки не только учатся работать на компьютере, бродят по Интернету, но и общаются по скайпу с друзьями – детский дом общается с несколькими учебными заведениями Москвы и других городов России.

А еще ребята гордятся своим художественным творчеством. Андрей Царакаев и Антон Шалаев провели нас по выставке и показали множество поделок из бисера, вышивку, аппликации и т. д.

Но неизменно ребята возвращались к своим рисункам: живописной бабочке на цветке и кошке с самоваром. Антон любовно посмотрел на взъерошенную серую кошку, будто только что вылезшую из наполненного самовара, и произнес, сверкая гордой улыбкой: «Это я сам рисовал!» Но самое удивительное, что здесь есть театральная студия, которую возглавляет профессиональный актер МХАТа им. Горького, а сейчас еще и студент режиссерского факультета ГИТИСа Иван Скицан.

– Не хватает мне педагогического образования, – сетует Иван, но с упорством, которое не каждому педагогу дано, штудирует с ребятами очередную сценку. В детском доме уже появились настоящие звезды сцены, один из них яркий, пластичный мулат Джесси, высокий, статный Родион. Но и другие ребята не отстают, даже болеть стали меньше, ведь руководитель театра сказал: «Если пропустите репетицию – сниму с роли», вот и приходится укреплять здоровье, ведь так хочется блеснуть со сцены.

Для кого-то это покажется обыденным, мелким, а эти ребята искренне рады каждому достижению: аплодисментам, пятерке в тетради, кубку за победу в соревновании. Они добиваются всего этого вопреки болезни, своим упорством, старанием и поэтому счастливы. А сколько труда, сил, терпения врачей и педагогов за всем этим стоит, знают только сами люди, работающие с такими особенными детьми.

Высокие технологии для самых маленьких

Помочь детям-инвалидам, находящимся в учреждении постоянно, днем и ночью, намного проще – здесь сосредоточены врачи, другие специалисты, стоит оборудование. А детям лучше быть с мамой и папой в своей семье, но как же тогда получить квалифицированную и совсем не разовую помощь.

В этом случае поможет профильный реабилитационный центр, например такой, который появился совсем недавно на месте инфекционной больницы № 5 – это центр реабилитации Управления здравоохранения СевероВосточного округа. И в этом же здании начал принимать своих маленьких посетителей второй реабилитационный центр нейро-ортопедического профиля Научно-производственного центра «Огонек». Здесь применяют авторские методики для лечения детского церебрального паралича, последствий черепно-лицевых травм, инсультов, сколиозов, остеохондроза, артрозов и других тяжелых заболеваний.

Пока еще центр не заработал на полную мощность, в коридорах редкие посетители. Вот одни из первых: семилетняя Настя и пятилетний Николай. Они друг за другом движутся по коридору слегка поддерживаемые мамами сзади.

Малыши одеты в причудливые комбинезоны, сделанные из эластичных ремней и металлических крепежей, все в перетяжках и соединениях. Ребята топают по пустынному коридору, и в этом зрелище есть что-то космическое – приблизительно так же двигались астронавты по Луне, но, конечно, без помощи мам. Этот костюм помогает фиксировать кости и закрепляет их в нужном положении, а затем уже начинается работа по стимуляции мышц. Полное название – метод динамического ортезирования бедра и фиксации оси нижних конечностей.

– Меня сразу готовили к тому, что сын не будет ходить, его будущее на коляске, – рассказывает мама маленького Николая, малыш – инвалид-спинальник, перенес операцию на спинном мозге.

История лечения занимает всю Коленькину маленькую жизнь.

– Сколько мы врачей прошли, в нескольких больницах лежали, и везде один результат – никакого и даже ухудшение. Недавно в Санкт-Петербурге нам предложили попробовать сделать операцию, чтобы исправить подвывихи. Но операция – это все-таки рискованно. Мы узнали о существовании Научно-производственного центра «Огонек», поехали к ним в Электросталь, начали курс и уже после 4-го сеанса пошли положительные сдвиги.

Сначала стал ходить за ручку, а теперь уже сам. Сейчас проходим курс реабилитации в Москве. Нам обещают, что поставят Колю на ноги.

Аппарат (костюм-комбинезон) Коле выдали бесплатно, как инвалиду, деньги на его оплату выделил Департамент социальной защиты населения. И теперь мальчик ходит в нем весь день, отдыхая только ночью. Коля, конечно, устает, но он привык уже терпеть бесконечные процедуры, лечение, а с аппаратомкомбинезоном уже сжился, тем более что в нем он научился так ловко топать.

Реабилитация во дворе

Реабилитация развивается не только в медицинских и социальных учреждениях, теперь она выходит на улицы.

Таких примеров пока не много, но все же они есть. В конце июня на пересечении Напрудной и Изумрудной улицы открылась интересная детская площадка. Здесь дети качаются в плетеных гамаках, на деревянную горку можно въехать в инвалидной коляске, есть игровые доски для слепых, где на ощупь по лабиринту ведут фигурки к финишу. Здесь все приспособлено для детей, для всех детей, в том числе на инвалидных колясках, слабовидящих и глухих. Но мало этого, здесь еженедельно работают специалисты социальнореабилитационного центра «Отрадное» и Центра социального обслуживания района Лосиноостровский. Они играют с детьми, устраивают мастер-классы, пока родители отдыхают на свежем воздухе, а потом консультируют и самих родителей, подсказывают, как себя лучше вести с ребенком, чем ему помочь, на какие упражнения обратить внимание.

На эту площадку часто заглядывают 11-летняя Александра с мамой Валентиной, они вообще много гуляют, обходя свой зеленый район вдоль и поперек.

Сашенька вполне могла бы провести всю жизнь на коляске, у нее детский церебральный паралич. Но у этой хрупкой девочки, как это не странно звучит, хорошая наследственность: мама – из рода кубанских казаков, деятельная, смешливая, и папа – полковник запаса, не тот человек, который пасует перед трудностями. Саша пошла в них: способная, упорная, оптимистичная.

Она учится в школе № 1955 с углубленным изучением немецкого и английского языков, участвует во множестве творческих конкурсов, самозабвенно читает стихи со сцены, выступает на концертах, девочка загружена целый день. А в свободное время она бы и рада зависнуть перед компьютером, расслабиться, побездельничать, но болезнь не дает расслабиться, необходимы постоянные физические нагрузки, поэтому, несмотря ни на что, идет с мамой гулять. Шагают до площадки, какое-то время проводят здесь, отдыхают, потом опять в путь до платформы Лосиноостровская. Только домашние знают, как девочке тяжело, ноги выкручивает, они гудят и безумно болят, болят до слез.

Александра может себе позволить похныкать, покапризничать – как любой другой ребенок, но этого нельзя маме.

Конечно, и у нее бывают срывы, минуты бессилия, но потом берет себя в руки и опять с дочкой везде и всюду: в школу, к репетитору, на концерт, на торжественный прием, конкурс, а еще к врачам надо успеть. И не обходят стороной эту семью сложности человеческих взаимоотношений, взрослые порой жестоки и грубы, а что говорить о подростках, с которыми Саша сталкивается на улицах, в школе! Я удивляюсь силе характера Валентины, а она в ответ машет рукой: – А как еще поднять ребенка? Если сложилась сложная ситуация, надо искать варианты, ходы-выходы, надо пытаться, пытаться что-то делать, пытаться понять людей, договориться с ними и больше радоваться, радоваться жизни.

Ведь вы посмотрите, как трава, ее закатают в асфальт, а она все равно прорастает. Я сама так живу и Александру учу.

…Многие из нас ничего не знали, не думали, порой даже не подозревали об их существовании. Но люди, чью жизнь исковеркала болезнь, были всегда. Они жили за закрытыми дверями социальных учреждений, становились невольными пленниками своей квартиры, их страдание, беды, отчаяние видели лишь самые близкие и врачи. Но инвалиды, тяжелобольные люди живут рядом, по соседству, в наших семьях, это часть жизни города. Так, может, хватит прятаться друг от друга, разделять силой общественного мнения всех горожан на тяжелобольных и условно здоровых?

Пора учиться жить вместе, понимать, принимать и по-человечески помогать друг другу.

Прямая речь

Владимир Петросян, руководитель Департамента социальной защиты населения:

– Правительство Москвы все последние годы уделяет огромное внимание работникам бюджетной сферы, особенно социальной сферы, заработная плата регулярно повышается. Сейчас средняя заработная плата по системе социальной защиты составляет 30–35 тысяч рублей, коллективы укомплектованы. Город платит, и город требует качественной работы, и наши сотрудники исполняют свою работу на должном уровне.

Прямая речь

Людмила Швецова, первый заместитель мэра в правительстве Москвы:

– У нас в городе сегодня есть, с одной стороны, блистательные примеры учреждений, которые работают для инвалидов, это современные учреждения, работающие на высочайшем уровне. В городе появляется все больше и больше среды, которая обустроена для инвалидов, и они все начинают себя чувствовать полноценными хозяевами города.

Появляются инклюзивное образование, новые творческие коллективы, где люди с ограниченными физическими возможностями демонстрируют свои успехи, развивается паралимпийское движение. Я думаю, что меняется сознание людей и отношение к этой проблематике и населения города, и тех, кого это напрямую касается, – семей, где есть инвалиды.

Много сделано, но еще и очень многое предстоит. Мэр поставил задачу 2012 год завершить тем, что приспособить всю городскую среду для нужд инвалидов. Это колоссальная работа, и очень важно, чтобы общественные организации инвалидов активно участвовали в ней, чтобы был общественный контроль за тем, как приспосабливается городская среда. И уже далеко не единичный случай, когда перед тем, как сдать большой торговый, культурный центр или новый микрорайон, мы просим инвалидовколясочников, слабослышащих и глухих прийти для приемки вместе с сопровождающими.

И как только каждый объект в городе будет таким образом приниматься, мы сможем достичь значимых, необходимых результатов…

Наталья Козырева

Источник: vmdaily.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ