Архив:

Кино не для всех: жизнь без спецэффектов

На фоне пафосно-красивых и блаженно-позитивных фильмов, имеющих успех у широкой публики, "кино не для всех" частенько теряется и проходит незамеченным. Фильмов, которые без лишних спецэффектов и сюжетных накруток показывают какую-либо социальную проблему, теперь снимается не так много. 16 сентября в России пройдет показ ленты испанского режиссера Антонио Нахарро "Я тоже", где главный герой Даниэль - мужчина с синдромом Дауна.

Сюжет и идея произведения сами по себе неоригинальны, зато призваны привлечь внимание общества к тем, кто не похож на остальных. Кстати, не случайно именно человек с синдромом Дауна (СД) стал главным героем фильма. Эта генная патология, при которой в наборе хромосом появляется одна лишняя, пока не лечится. Однако является очень распространенной — по статистике на 700 нормальных детей приходится один ребенок с этим отклонением.

Конечно, сегодня отношение к людям с синдромом Дауна изменилось, даже по сравнению с прошлым столетием. Особенно это заметно в Европе. Там дети с таким расстройством развития считаются полноправными членами общества, родители их не стесняются и не оставляют в роддомах, они могут обучаться совместно с нормальными сверстниками и рассчитывать на спокойную реакцию со стороны общества.

Благодаря разработанным программам обучения люди с СД теперь могут жить так же, как многие здоровые граждане. Но вот отношение к ним в той же благополучной Европе все-таки не всегда адекватное. А в России — тем более. Так, например, в свое время одной нашей соотечественнице, чтобы добиться принятия ее ребенка с синдромом Дауна в обычный детский сад, пришлось подавать в суд. Причем, против того, чтобы мальчик посещал это учреждение, были не только воспитатели, но и некоторые родители.

Современное отношение на Западе к людям с СД заключается в том, что они воспринимаются не как больные, а как другие. Просто немного не такие, как все. Но если этим гражданам создать оптимальные условия, то они вполне смогут приспособиться к обычной жизни и если не победить свое отклонение, то хотя бы жить с ним без горечи.

Фильм "Я тоже" как раз об этом. Получивший высшее образование герой фильма Даниэль, человек с СД, приходит работать не в специальное учреждение, а в обычную контору. Коллеги его воспринимают нормально, но… до определенного предела. То есть, как пытается донести до зрителя Антонио Нахарро, лояльность общества к явно непохожему на всех человеку имеет жесткие границы — стоит одной из сотрудниц разглядеть за всеми характерными признаками СД живую душу и завязать с Даниэлем романтические отношения, как тут же все, кто добродушно похлопывал его по плечу, приходят в ужас.

Мол, как можно? Он же ущербный, а ты нормальная, зачем это тебе? И тут камера плавно переходит на людей, окружающих главного героя, и начинает показывать скелеты, которые обычно каждый из нас прячет в шкафу. И возникают вопрос — а кто же тогда вообще нормальный-то? Может, Даниэлю вообще повезло, что он не такой, как мы, — "нормальные"?

Тут сразу можно вспомнить, что не в столь отдаленном прошлом в некоторых странах люди с СД подлежали обязательной кастрации. Хотя уже тогда знали, что это отклонение не является наследственным. Причины, по которым 21 пара хромосом обзаводится довеском, до сих пор неизвестны. Но определять СД медики научились уже на 12 неделе после зачатия. Что тут же сказалось на рождении младенцев с этой патологией — многие матери, получившие подобный диагноз, решают беременность прервать, не желая, чтобы их ребенок мучился всю жизнь.

А вот те, кто поневоле стал родителями таких детей, напротив, уверены, что СД — не помеха нормальной жизни. Несмотря на то, что у нас в роддомах действует процедура рекомендованного отказа, по которой врачи предлагают женщинам сразу же после родов написать отказ от ребенка с СД и сдать его в интернат.

Для сравнения — в Америке таких детей называют "альтернативно-одаренными". Вот и коллега главного героя фильма "Я тоже" увидела в Даниэле альтернативу своей "нормальной" жизни. В сущности, фильм-то о счастье, о том, какое оно у всех разное.

Разумеется, европейский зритель более подготовлен к таким кинолентам. Но именно у нас в России нашумевший фильм испанского режиссера может наиболее полноценно выполнить авторскую задачу — показать, как люди с СД могут стать полноценными членами социума, от которых не нужно шарахаться в сторону.

Анастасия Рогова

Источник: pravda.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ